Зачем Петербургу новая верфь

.

Зачем Петербургу новая верфь

Перестройка мировой логистики ставит кораблестроителям новые задачи.

На базе «Северной верфи» в Санкт-Петербурге будет создана новая верфь, с которой планируется начать реформирование индустрии кораблестроения в России. Об этом сообщил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков.

«Я думаю, что в мире таких проектов случается не часто, а для нашей страны за последние, наверное, лет сто — это точно уникальная история. Мало того, что мы собираемся создать современное предприятие, мы еще его собираемся построить на базе существующего и при этом не прекращая производство изделий», — рассказал Пучков, выступая в среду на XVIII международной выставке и конференции «Нева-2025», которая проходит в Петербурге с 23 по 26 сентября.

Назвав реализацию этого проекта «сложнейшей задачей», глава ОСК заявил, что новая «Северная верфь», а также еще одна верфь, которую планируется построить на Дальнем Востоке, станут «каркасом, с которого начнется реформирование индустрии».

Контекст. «Путиловская верфь» была основана в Петербурге 14 ноября 1912 года. В разные исторические периоды название верфи менялось: Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова, Ленинградский судостроительный завод «Северная верфь», а с июня 1997 года — ОАО Судостроительный завод «Северная верфь». За более чем столетнюю историю на верфи построено более 250 боевых надводных кораблей, среди которых ракетные крейсера, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы.

Россия действительно нуждается в серьезном наращивании возможностей кораблестроения. Особенно это актуально для обеспечения работы нового маршрута из Азии в Европу — Трансарктического транспортного коридора, создаваемого на основе Северного морского пути. Для того чтобы Севморпуть стал стабильной транспортной артерией, необходимо от 100 до 150 судов различного назначения. Такую оценку на выставке «Нева» дал заместитель гендиректора Росатома, директор арктической дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, уточнив, что речь идет о судах водоизмещением более 40-50 тыс. тонн и с мощностью силовых установок от 20-30 до 50 мегаватт.

Зачем Петербургу новая верфь

Оборона от России обойдется финнам дороже войны с СССРУзнать подробнее

Тем временем Севморпуть уже активно наращивает объемы перевозок, привлекая все большее внимание в мире, поскольку он почти в два раза короче других маршрутов из портов Дальнего Востока в Европу. По итогам этого года количество судов под иностранными флагами, которые пройдут по СМП, может вырасти почти вдвое, сообщил Вячеслав Рукша.

Особый интерес к транспортному коридору, пролегающему через российское Заполярье, проявляет Китай. При этом в Пекине подчеркивают, придают большое значение координации с прибрежными государствами, уважая их законные права и интересы.

Китайская пресса назвала историческим событием запуск в минувший вторник первого в мире арктического контейнерного экспресса по маршруту Китай-Европа. Он начат рейсом контейнеровоза Istanbul Bridge, отправившегося в путь из порта Нинбо-Чжоушань.

Зачем Петербургу новая верфь

Контейнеровоз Istanbul Bridge перед выходом в рейс по СМП. Фото: Ningbo Zhoushan Port

«Арктический экспресс — это гораздо больше, чем просто новый судоходный маршрут», — гласит заголовок редакционной статьи китайского официального англоязычного издания Global Times (GT). В ней отмечается, что с учетом географических условий и геополитических факторов, еще десять лет назад в западной судоходной отрасли было широко распространено мнение, что арктические контейнерные перевозки станут возможны не ранее 2040 или даже 2050 года.

«С этой точки зрения, запуск Арктического экспресса — это поистине историческое событие. Это новаторская попытка использования технологий для адаптации природы к потребностям человека», — подчеркивает GT.

Зачем Петербургу новая верфь

19-й пакет: «взвешен и найден дутым»Узнать подробнее

Китайское издание при этом напоминает, что в настоящее время ключевые морские пути, такие как Панамский канал, Красное море и Суэцкий канал, испытывают беспрецедентную нагрузку. При этом всего несколько дней назад Польша закрыла пограничные переходы с Белоруссией, в результате чего в Бресте застряли более 130 грузовых поездов Китай-Европа.

«На этом фоне открытие Арктического экспресса позволяет диверсифицировать маршруты для торговли между Китаем и Европой, укрепляя устойчивость глобальных цепочек поставок», — указывает GT.

На фоне столь значительной перестройки мировых транспортных маршрутов перед кораблестроительной отраслью России, значительная часть которой сосредоточена в Петербурге, встают новые задачи. В связи с этим в Объединенной судостроительной корпорации заявили, что перспективы развития отечественного судостроения закладываются на полвека вперед.

«Текущие потребности в строительстве сложных и крупнотоннажных судов значительно превышают возможности существующих производственных мощностей как верфей ОСК, так и предприятий страны в целом», — заявили в пресс-службе холдинга по итогам пленарного заседания, состоявшегося на выставке и конференции «Нева-2025».

Как поясняется, именно в связи с этим руководством корпорации было принято решение сосредоточиться на нескольких стратегически важных проектах, включая полную модернизацию «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и строительство нового завода на Дальнем Востоке.

Михаил Макаров