«Необходимо обеспечить безопасность нефтепереработки»Удары по топливной инфраструктуре: накопленный ущербПчелы против меда: кто должен защитить НПЗНе только нефтянка, но и газ с удобрениямиЗакрученные шланги на АЗСЗавод «ЕвроХима» в Краснодарском крае полностью остановил производство после удара украинских дронов. Вслед за бензином и дизелем под прицел попали удобрения и, как следствие, газовая отрасль. Власти не могут остановить ни топливный кризис внутри страны, ни совладать с падением экспортных доходов.
Елена Петрова
«Необходимо обеспечить безопасность нефтепереработки»
Топливный кризис, вопреки заверениям властей и экспертов, вышел далеко за рамки сезонного спроса. Отсутствие АИ-95 даже в нефтеперерабатывающих регионах, таких как Нижегородская область, повсеместное повышение цен на АЗС и закрытие независимых автозаправок, особенно в южных областях, не позволяют говорить о том, что виноваты плохие трейдеры и жадные мелкие лавочники от торговли топливом.
Первый глава региона признал, что топливный кризис, превосходящий по своим масштабам 2023 год, вызван не ошибками в управлении отраслью. Главная причина, сказал крымский глава Сергей Аксенов, в том, что нефтеперерабатывающие заводы встали из-за атак украинских дронов.
По оценкам Reuters, 17% мощностей по производству бензинов и дизеля выведены из строя. Страна недополучает в ежедневном режиме каждый пятый литр топлива. Карта дефицита на АЗС показывает, что тяжелее всего затронут юг страны.
Как говорит независимый эксперт ТЭК Кирилл Родионов, для преодоления кризиса есть базовые условия, без которых власти не справятся:
«Причина кризиса — в ущербе инфраструктуре НПЗ и ухудшении экономики нефтепереработки, о чем свидетельствуют данные Росстата: производство кокса и нефтепродуктов в августе 2025 г. сократилось на 6,3% в сравнении с августом 2024 г. и на 4,2% в сравнении с июлем 2025 г. Речь идет об агрегированном показателе, который отражает динамику выпуска без указания абсолютных величин. Сальдированная прибыль российских НПЗ сократилась на 45,1% по итогам первых семи месяцев 2025 г. (год к году), до 876,2 млрд руб.».
Вывод простой и очень сложный одновременно: чтобы разрешить кризис, надо обеспечить полную безопасность инфраструктуры. Все остальные меры вне этого контекста будут бессмысленны.
Удары по топливной инфраструктуре: накопленный ущерб
Первые атаки ВСУ на российские НПЗ начались в 2023 году. По оценкам экспертов, ущерб от дронов с тех пор растет ежегодно. Если два года назад накопленный аварийный простой составлял 350 тыс. тонн, то в следующем году за неполные три месяца он вырос уже до 13% первичной переработки, то есть до 3,5 млн т — в десять раз. 2025-й на осенних пиках превзошел предыдущий до 17%.
— Это очень сложный вопрос. Даже сейчас, в условиях отсутствия доступа к объективной статистике, тяжело говорить о том, сколько мощностей выведено из эксплуатации из-за атаки украинских БПЛА. Но отмечу, что зачастую процесс восстановления мощностей после таких атак занимает месяцы. Нужно рассчитывать от трех, бывает даже до шести месяцев, в зависимости от степени повреждений, — предупреждает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Удары по НПЗ не дают нефтяным компаниям создать хранилища нефтепродуктов. И хотя Минэнерго отрапортовало о том, что запасы есть, в отрасли к этим заявлениям относятся очень осторожно. Профильный ТГ-канал «Нефтебаза» считает, что в ближайшее время изменения ситуации ожидать не стоит.
Доцент Финансового института правительства РФ Валерий Андрианов сомневается, что за несколько недель можно создать то, чего не делали десятки лет:
— В России до сих пор нет нормальных товарных запасов бензина, о чем говорили десятки лет. Надо иметь резервуары, частные, государственные, которые будут накапливать определенное количество топлива. И в соответствии со спросом оно будет реализовываться. У нас сейчас это не реализовано, поэтому вместо стратегических действий происходят тактические. Мы пытаемся потушить разгоревшийся пожар. Опять вводятся ограничения на экспорт, опять ручное управление, пытаются оказать давление на компании.
Пчелы против меда: кто должен защитить НПЗ
Спор о том, кто должен взять на себя защиту заводов, продолжается все годы, в течение которых идет война на Украине.
Военные говорят, что «Панцири» и РЭБ нужны на фронте, а нефтянка могла бы и озаботиться защитой своих активов.
— Пусть они сами ее защищают. Поставить охрану, поставить под присмотром военных пулеметы, набрать военных и платить по 200 тыс., потому что это риск. Не обеднеют, — рассказал «Новым Известиям» военный эксперт Василий Дандыкин.
У бизнеса свои резоны.
— Очевидно, что отдельно взятая компания не сможет решить эту задачу самостоятельно. Нужно, чтобы государство брало на себя функции установки средств ПВО, — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
Так или иначе, энергетическая инфраструктура стала военной целью, и с этим не поспоришь. Удары по производству бензина и солярки расходятся в экономике, как круги на воде, и это тоже факт.
Не только нефтянка, но и газ с удобрениями
Помимо последних ударов по нефтеналивному терминалу в Туапсе и заводу «Газпрома» в Башкирии, который производит в том числе и ракетное топливо, на этой неделе досталось Астраханскому газоперерабатывающему заводу и заводу «ЕвроХим» по производству удобрений в Белореченске Краснодарского края.
Удары захватывают и другие отрасли энергетического комплекса. Как известно, удобрения, особенно азотные, производятся не только с помощью энергии газа, но и непосредственно из газа. Остановка производства ведет к сокращению предложения на внутреннем рынке и уменьшению экспорта, который и так пострадал от 100%-ных пошлин ЕС.
Закрученные шланги на АЗС
Если удары дронов по НПЗ уже давно в стране объявлены военной тайной, то неработающие автоколонки скрыть трудно. Об этом в интервью «Новым Известиям» еще месяц назад предупреждали эксперты.
Число мелких сетей за три военных года у нас и так резко сократилось, напоминает Валерий Андрианов, и нынешний кризис исключением не стал.
За два месяца, с июля по сентябрь, в ЮФО закрылись 14% независимых АЗС. В Крыму и Севастополе нет топлива на каждой второй заправке.
— Обычно первый ответ на кризис в отрасли выливается в консолидацию на рынке независимых АЗС, а дальше надо смотреть, насколько долго этот кризис продлится, — говорит Алексей Громов.
Очевидно, что закрутили шланги самые слабые. Пик пришелся на конец августа — начало сентября. Но и разрешения кризиса раньше ноября не ждут. Такими темпами на юге не будет каждой третьей заправки.
Пока министерство действует предсказуемо. Вертикально интегрированные нефтяные компании выстроились в колонну по двое и держат цену на одном уровне, как это видно в Санкт-Петербурге.
Часть заправок уже продана — консолидация, однако!
А вот как заставить ВИНКи купить заправки в таежной глуши или глубокой провинции даже Центральной России — задача другого уровня.
— Да, это очень неприятная ситуация. Нужно принимать решение на уровне региональных властей, чтобы люди не оставались без заправок, — говорит Валерий Андрианов.
Сейчас вопрос стоит именно так.