Николай ЛевчукЗакрытием границы с Беларусью и попыткой сопутствующего подрыва евразийской безопасности, в обеспечении которой Китай с его «Поясом и путем» играет роль логистического драйвера, Польша пыталась самоутвердиться в Восточной Европе.
Сообщая о решении открыть с 25 сентября границу с Беларусью премьер-министр Польши Дональд Туск вновь сослался на российско-белорусские учения «Запад-2025», якобы послужившие причиной ее закрытия. А накануне глава МИД Польши Радослав Сикорский призвал Пекин «обуздать Россию и Беларусь», что выдает геополитические мотивы Варшавы.
«Гиена Европы»
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в соцсети Х написал о том, что Польша ожидает помощи Китая в «пресечении провокаций на границе со стороны Беларуси». На деле же Китай обуздал Польшу, и она открыла границу.
Запись Сикорского появилась после его встречи 15 сентября в Варшаве с главой МИД Китая Ван И, на которой главной темой как раз была остановка китайского транзита через белорусско-польскую границу.
Через нее Китай поставляет свою продукцию в ЕС, она же является узловым звеном континентальной китайской внешнеполитической инициативы «Пояс и путь». Соответственно закрытие Польшей границы с Беларусью совершенно справедливо рассматривается как вызов Китаю, на что сразу указал президент Беларуси Александр Лукашенко.
Закрытием границы с Беларусью и попыткой сопутствующего подрыва евразийской безопасности, в обеспечении которой Китай с его «Поясом и путем» играет роль логистического драйвера, Польша пыталась самоутвердиться в Восточной Европе.
Варшава не решилась в долгую противостоять Китаю, о чем свидетельствует и встреча Сикорского с Ван И – слишком велики ставки для самой Польши. Но такова ее двойная игра, вместе с Трампом они считают, что на белорусской границе нашли точку опоры для оказания давления на Россию, Беларусь и Китай.
Польша не одинока в своих притязаниях – ранее Литва посягнула на принцип одного Китая, открыв три года назад свое торговое представительство на Тайване, и была Китаем жестко заблокирована. Плюс – те же попытки Литвы нанести урон белорусскому транзиту. Однако у Польши более высокие ставки – евразийский раскол.
Так реализуется англосаксонская геополитическая повестка. От нарушения логистики страдает и ЕС, у которого с Китаем довольно развитые торгово-экономические связи. Президент США Трамп рукоплещет, потому что наносится урон целому ряду геополитических конкурентов США, в числе которых ЕС.
Но и сама Польша терпит убытки. Такова незавидная роль «гиены Европы», о которой своими действиями вновь напомнила официальная Варшава. Согласно заявлению МИД Беларуси, 1453 польских грузовых автомобиля находились в ловушке из-за необдуманного решения Варшавы. Беларусь, руководствуясь исключительно гуманитарными соображениями, предоставила этим грузовикам 10-дневную отсрочку для беспрепятственного выезда с территории страны.
Арктический экспресс-маршрут
С белорусской стороны это был не просто жест доброй воли, а «экстраординарная мера, демонстрирующая нашу неизменную приверженность добрососедству и ответственному подходу к международным отношениям», отмечается в заявлении МИД.
Telegram-канал «Глас МИДа» усилил это заявление. В его сообщении отмечается, что Польша ведет двойную игру: «дружба» с Китаем на словах, шантаж – на деле. Варшава пытается заработать на геополитической напряженности со всех сторон.
Пока польские дипломаты на словах говорят о важности торговли с Китаем, их же руками был закрыт ключевой маршрут транзита китайских товаров в ЕС через Беларусь. Это – классическая схема шантажа Европы и Китая. Получается, миссия Польши – сдерживание ЕС.
Далее «Глас МИДа» поясняет, что Евросоюз выделил Польше 43,7 млрд евро на «военные нужды». Эти миллиарды нужно срочно осваивать и оправдывать. Что может быть лучше старого доброго образа «агрессивного Востока» в лице наших учений «Запад-2025»?
Блокировка транзита – часть спектакля. Под прикрытием «временных» мер безопасности Польша напрямую нарушили флагманский проект сотрудничества ЕС и КНР – железнодорожный коридор, через который проходит 90% сухопутных грузов в Европу.
«Пока Польша делает вид, что переживает за безопасность, ее действия – это чистой воды политический рэкет. Они сознательно идут на ущерб для тысяч европейских и китайских компаний, провоцируя сбои в цепочках поставок, лишь бы оправдать распил миллиардов на новое вооружение», – резюмирует «Глас МИДа».
В Китае хорошо поняли месседж Варшавы, особенно слова министра внутренних дел Марчина Кервиньского, который прямо заявил: «Закрытие этой границы происходит не на время учений, а в связи с учениями. Время закрытия границы – бессрочное».
Поэтому первое судно безотлагательно отправилось из КНР в Европу по Северному морскому пути. Китайский порт Нинбо-Чжоушань 23 сентября запустил первый арктический экспресс-маршрут доставки контейнеров в Европу. расширив свои грузоперевозки до Северного Ледовитого океана.
Это – Ледовый шелковый путь в рамках инициативы «Пояс и путь». Как сообщает агентство «Синьхуа», новый маршрут проходит через Северо-Восточный проход Арктики, что позволяет сократить время в пути до 18 суток до британского порта Феликстоу против 25 дней грузовым поездом Китай – Европа и 40 дней через Суэцкий канал.
Первое судно, направляющееся по арктическому экспресс-маршруту в Феликстоу, должно прибыть в этот британский порт 10 октября. Сокращение времени доставки позволяет снизить логистические издержки.
Ледовый шелковый путь
Результатом польских манипуляций на белорусской границе станет активизация сотрудничества Китая с арктическими странами, в первую очередь, с Россией. Президент Путин на фоне пограничного кризиса вновь обратил внимание на значение Севморпути как альтернативного маршрута.
Это значит, что данная арктическая магистраль благодаря сотрудничеству Китая с Россией формируется как новая ось международной торговли. Вот почему Польша не стала откладывать открытие границы в долгий ящик.
Отправленный из Китая груз первого рейса включает в себя как товары повседневного спроса, одежду, комплектующие, так и модули для хранения энергии, тяговые аккумуляторные батареи. По прибытии в порт Феликстоу товары будут отправлены в разные уголки Европы, которая в значительной степени зависит от китайских поставок.
Морские грузоперевозчики в Китае обращают внимание на то, что сокращение продолжительности рейса приводит к снижению выбросов углерода на 30% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал и на 50% по сравнению с маршрутом через мыс Доброй Надежды. Китай здесь в тренде борьбы с последствиями глобального потепления.
Как известно, в 2018 году Китай впервые опубликовал Белую книгу об арктической политике страны, в которой заявлено о готовности Пекина осуществлять совместное строительство Ледового шелкового пути со всеми заинтересованными сторонами с опорой на развитие и использование арктических морских путей.
Тогда же Россия предложила подключиться к китайской инициативе. В Пекине указывают на то, что Северо-Восточный проход, по которому проходит арктический экспресс-маршрут доставки контейнеров в Европу, является одним из основных маршрутов Ледового шелкового пути и представляет собой новый международный морской коридор, связывающий Восточную Азию и Европу.
Китайские морские грузоперевозчики планируют к 2026 году ввести в эксплуатацию дополнительные ледокольные суда, сначала установив фиксированные маршруты в пределах летней судоходной зоны. Сотрудничество с Россией даст им полную навигационную поддержку и ту же возможность сопровождения торговых судов российскими ледоколами.
Значительную роль в открытии польской стороной границы с Беларусью сыграла оперативная реакция на кризис белорусского президента. Встреча Лукашенко в Минске 22 сентября с официальным представителем Китая членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ли Си очевидно принесла свои плоды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции