Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

Власть не боится обрушить авторынок ради поддержки АвтоВАЗа

АвтоВАЗ дорабатывает последнюю неделю в пятидневном режиме: с 29 сентября производство переходит на четырехдневку сроком на полгода. «НИ» выяснили, на что надеется АвтоВАЗ и как власти хотят заставить людей пересесть на Lada.

Мария Соколова

25 сентября Lada Vesta отметила юбилей: десять лет на конвейере. В 2015 году эта модель стала символом новой эпохи для АвтоВАЗа и дала всем надежду на качественные и недорогие машины. Увы, ожидания не оправдались.

Спустя десятилетие Vesta и не собирается уступать место на заводе более современным моделям — их нет, а сам АвтоВАЗ находится в состоянии хронической болезни.

Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

Изначально производственный план на 2025-й составлял 500 тыс. машин. Но теперь глава автозавода Максим Соколов рассчитывает на куда меньшие объемы производства.

— С учетом уже работы завода в Санкт-Петербурге мы точно произведем больше 300 тыс. автомобилей. Насколько будет больше — покажет концовка этого года. Сейчас рынок начал раскачиваться, поэтому плюс-минус 10%.

Почему в России не покупают Lada

Рынок настолько «раскачался», что с 29 сентября АвтоВАЗ переходит на четырехдневную рабочую неделю. Для предприятия с колоссальными производственными мощностями в Тольятти, заводами в Ижевске (собирают Lada Largus) и Санкт-Петербурге (на бывшем заводе Nissan запустили мелкоузловую сборку Lada Iskra) 300 тыс. автомобилей в год — совсем немного. Рекорд производства был установлен в 2006 году — тогда АвтоВАЗ выпустил более 966 тыс. машин.

Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

Особенно провалился утилитарный универсал Lada Largus: СМИ сообщают, что ежемесячный план производства в Ижевске был сокращен в два раза, с 6 тыс. машин до 3 тыс. Неудивительно: машина оснащена маломощными двигателями на 90 и 106 л. с., предусмотрен только передний привод с механической коробкой передач, нет практически никаких комфортных опций и систем безопасности, а цена может превышать 2 млн рублей.

Выбор машин для хозяйства в этой ценовой категории велик: от новых китайских кроссоверов до сверхпопулярных на Дальнем Востоке универсалов Toyota Probox из Японии, которые при меньшей цене предлагают автоматическую полноприводную трансмиссию, современные системы превентивной безопасности и выдающуюся надежность.

Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

Официального подтверждения двукратного сокращения производственного плана от АвтоВАЗа не поступало, но 3 тыс. машин в месяц — это максимум, который могут реализовать дилеры.

По данным «Автостата», Largus не входит в десятку самых популярных моделей в РФ. А расположившаяся на десятом месте Lada Niva Legend в августе 2025 года была продана как раз в количестве 3 тыс. экземпляров.

Почему придется покупать Lada

По плану, согласованному с профсоюзом работников АвтоВАЗа, четырехдневка продлится полгода. На какие изменения надеется руководство завода весной 2026-го? Не иначе как на поддержку государства и принуждение людей к покупке Lada.

Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

Сейчас самая обсуждаемая тема в автомире — это повышение утильсбора с 1 ноября 2025 года. Однако реформа не коснется машин мощностью до 160 л. с., то есть конкуренты АвтоВАЗа пока никуда не денутся. Но это не значит, что отечественный автогигант совсем не при делах.

В проекте федерального бюджета на 2026 год указано, что поступления от нового утильсбора должны вырасти относительно показателей текущего года на 46,7%, до 1,65 трлн рублей (прибавка 524,3 млрд рублей). Логика властей, утверждающих такие показатели, удивительна.

Прекрасно видно, что повышение утильсбора ведет к снижению поступлений: изначально Минфин ожидал поступления в 2025-м на уровне 2 трлн рублей, а выходит чуть более 1,1 трлн рублей. В 2026 году ожидались поступления на уровне почти 2,5 трлн рублей.

Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

Минпромторг и Минфин упорно рушат авторынок, но ради чего? Ради поддержки АвтоВАЗа! Глава Минпромторга Антон Алиханов рассказал, что дополнительные сборы пойдут на финансирование льготных автокредитов с увеличенными скидками и возобновление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Сейчас скидку в 10% от стоимости машины могут получить семьи с двумя детьми, 20% — врачи, учителя и военные, 40% — получившие увечья участники СВО. Главное, чтобы стоимость авто не превышала 2 млн рублей. Это условие автоматические вычеркивает из списка кандидатов почти все производимые в РФ китайские модели.

Берите, что дают. АвтоВАЗ сокращает выпуск Lada Vesta, а остатки заставят раскупить

АвтоВАЗ в сложившихся конкурентных условиях сам не способен загрузить производственную линию. Но не беда: народ через повышенный утильсбор профинансирует предоставление льгот покупателям АвтоВАЗа. Так или иначе, все они заплатят волжскому автозаводу и банкам, которые финансируют покупку Lada.

В 2026 году должны подорожать все машины, но спрос на Lada, включая устаревший Largus, будут искусственно поддерживать скидками за счет россиян.